1997-2014 | Юбилейные 1999-2014 | 1991-1996 | Экс-СССР | СССР | Жетоны | Банкноты | Форум

ТРАНСПОРТНЫЕ ЖЕТОНЫ

По материалу:

Тип 1
Тип 2
Тип 3
Тип 4

По городам:

Алма-Ата
Баку
Днепропетровск
Екатеринбург
Ереван
Казань
Киев
Кривой Рог
Курган
Львов
Минск
Москва
Нижний Новгород
Новосибирск
Самара
Санкт-Петербург
Ташкент
Тбилиси
Усть-Каменогорск
Харьков
Челябинск

 

В этом разделе планируется создать каталог транспортных жетонов России и других стран бывшего СССР по разновидностям. Рассматриваются только жетоны, предназначенные для оплаты проезда или провоза багажа. Жетоны автоматических камер хранения, телефонные, сувенирные и другие не предназначены для оплаты проезда и в настоящем каталоге не рассматриваются.

По транспортным жетонам уже давно существуют каталоги. Наиболее известные и полные - каталоги И. Бартошука и А. Кожары [1-3], но они не раскрывают все многообразие типов и разновидностей транспортных жетонов. На широко известном в узких кругах сайте "Жетоны" [4] даже по типам показано далеко не все. Лишь недавно появился каталог А. Тарасова, в котором подробно систематизирован один из типов жетонов скоростного трамвая Кривого Рога [5].

Большинство транспортных жетонов используется или использовалось для прохода через турникеты (автоматический контроль) на станциях общественного транспорта (метро, скоростной трамвай, фуникулер, пригородные поезда). Только некоторые виды жетонов выпущены для проезда с ручным контролем оплаты (передача или показ жетона водителю или кондуктору).

Информация будет выкладываться медленно и постепенно. Имеющаяся уже информация может быть не полной и будет уточняться и дополняться. Информация приведена максимально достоверная. Но некоторые из приведенных данных основаны только на предположениях и могут быть ошибочными. Прошу присылать замечания и дополнения на адрес, указанный в разделе Контакты.

Жетоны можно разделить по материалу изготовления на следующие типы:

1. Металлические жетоны. Контроль оплаты такими жетонами осуществляли, как правило, турникеты  по массе, диаметру, иногда и по металлу жетона. Используются или использовались в метрополитенах Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Екатеринбурга (используются жетоны московского метрополитена), Новосибирска, Киева, Минска (пробные жетоны), Ташкента, Тбилиси (использовались жетоны московского метрополитена, затем выпустили свои жетоны), Баку, Еревана. Жетоны не для метрополитенов – Санкт-Петербург (пригородные поезда), Самарская область (месячные проездные жетоны Самары и некоторых других городов области), Киев (фуникулер, пригородные поезда), Ташкент (ташкентский транспортный жетон – для проезда на наземном транспорте), Усть-Каменогорск (служебные автобусные развозки арматурного завода), Чиатура (подвесная канатная дорога, используются металлические жетоны метро Тбилиси [3]). Также у А. Кожары [3] описаны жетоны на пригородные поезда Латвийской ж. д. (Рига), Горьковской ж. д. (Нижний Новогород), Смоленска и Южно-Уральской ж. д. (Челябинск, Курган), информация о которых требует проверки.

2. Пластиковые люминесцентные жетоны. Такие жетоны состоят только из пластика, без металлических частей. Технология контроля оплаты проезда пластиковыми люминесцентными жетонами была разработана и впервые использована в Харькове. При опускании в турникет жетон освещается светом и сам испускает свет определенного спектра за счет содержащегося в жетоне люминофора. Для разных городов использованы разные типы люминофоров (разного цвета), которые дают излучение в разных диапазонах видимого спектра. Контроль осуществляется по спектру излучения жетона. Приемник в турникете настроен на прием излучения в определенном диапазоне спектра и не пропускает «чужие» жетоны. Жетоны такого типа используются или использовались в метрополитенах Москвы, Киева, Харькова, Днепропетровска, Ташкента, Тбилиси, Баку и в скоростном трамвае г. Кривой Рог. Возможно, некоторые жетоны метро Еревана тоже относятся к этому типу. Также люминесцентные жетоны использовались на Южной железной дороге (Харьков) и Львовской железной дороге (Львов) для прохода на платформы вокзалов к пригородным поездам. Подробнее.

3. Пластиковые жетоны с металлическими частями. Использовались или используются в метрополитенах Самары, Екатеринбурга, Минска, Тбилиси, Еревана. В жетонах Самары, Тбилиси и Еревана, скорее всего, содержится металлический (?) магнитный порошок, распределенный в пластиковой основе. В Екатеринбурге и Минске жетоны имеют металлическую вставку, заключенную в пластиковую оболочку. Принцип действия таких жетонов не выяснен. Вероятно, турникеты при проходе реагируют на содержащийся в жетоне металл, а пластик используется как основа, возможно, для облегчения массы.

4. Пластиковые жетоны с чипом. Контроль осуществляется турникетами по чипу, заключенному внутри жетона, на который записывается информация. Используются или использовались в метрополитенах Санкт-Петербурга (багажные жетоны), Казани, Алма-Аты и в Киеве (фуникулер и городская электричка).

Литература

1. И. Бартошук. Жетоны метрополитенов городов территории СССР. Киев, 2005. Самиздат.

2. А. Кожара. Жетоны метрополитена стран СНГ. Каталог. СПб, 2012. Электронная версия.

3. А. Кожара. Транспортные жетоны стран СНГ и Балтии. О. Сыромятников, А. Кожара. Месячные проездные жетоны городов России. СПб, 2011. Электронная версия.

4. Сайт "Жетоны" - http://tokenoman.ru/.

5. А.В. Тарасов. Разновидности жетонов скоростного трамвая (метротрама) Кривого Рога. Кривой Рог, 2011. 27 с. Электронная версия. (pdf, 2,2 Мб).

Рейтинг@Mail.ru

© coins2001.narod.ru, 2001-2014, © yuk.su, 2013-2014

Продажа и обмен | Ссылки | Контакты | Условия | Главная