ТРАНСПОРТНЫЕ ЖЕТОНЫ

Главная | Новости | Монеты СССР | Монеты 1991-93 | Монеты 1997-2013 | Юбилейные монеты 1999-2013 | Бумажные деньги | Экс-СССР | Жетоны | Ссылки | Продажа и обмен | Гостевая книга | Контакты

По материалу:

Тип 1
Тип 2
Тип 3
Тип 4

По городам:

Алма-Ата
Баку
Днепропетровск
Екатеринбург
Ереван
Казань
Киев
Кривой Рог
Львов
Минск
Москва
Нижний Новгород
Новосибирск
Самара
Санкт-Петербург
Ташкент
Тбилиси
Усть-Каменогорск
Харьков

 

Рассмотрим жетоны 2-го типа по материалу – пластиковые люминесцентные жетоны

Жетоны этого типа используются или использовались в городах: Москва, Киев, Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Львов, Ташкент, Тбилиси, Баку, возможно Ереван.

Такие жетоны состоят из пластика на основе твердого полимера с распределенным в нем люминофором и иногда рассеивателем. Люминофор обеспечивает свечение жетона в нужном диапазоне при освещении жетона светом внутри турникета, а рассеиватель усиливает интенсивность свечения.

Разработки жетонов для автоматических контрольно-пропускных пунктов, основанных на прохождении света через жетон, известны еще с 1960-70-х годов [1, 2]. Правда, они не были похожи на жетоны в современном понимании, сейчас их скорее назвали бы билетами. Современная технология пластиковых люминесцентных жетонов была разработана и впервые внедрена в Харькове [3-5]. Идею использования люминесценции органических люминофоров, растворенных в твердых полимерах, предложил сотрудник НИИ Монокристаллов В.Г. Сенчишин. НПО "Хартрон" изготовило жетоноприемники, а первые жетоны такого типа изготовила НПФ "Экситон" на производственных площадях НПО "Хартрон". Люминесцентные жетоны для проезда в харьковском метрополитене были введены в обращение 1 июня 1992 года. Это было первое в мировой практике внедрение пластиковых жетонов с люминесцентными свойствами для оплаты проезда [6]. Затем систему оплаты проезда пластиковыми люминесцентными жетонами переняли некоторые другие города, но жетоны для них, в основном, изготавливали в Харькове.

Все жетоны метро этого типа, как правило, имеют подобный дизайн – на одной стороне в центре расположена буква «М», вокруг нее – круговая надпись «для прохода в метрополитен» или содержащая слово «метрополитен» и название города. На другой стороне может быть изображение эмблемы метро, герба, какого-либо символа города, либо реклама. Жетоны других видов транспорта вместо центральной буквы "М" имеют букву "Т" (скоростной трамвай Кривого Рога) или пустую площадку без буквы (пригородное сообщение Южной и Львовской ж. д.).

Для определенности в описании нужно решить, какую сторону жетона называть аверсом (лицевой стороной), а какую – реверсом (оборотной стороной). Так, иногда аверсом считают сторону с названием города. Но среди жетонов этого типа есть и такие, где город указан на обеих сторонах, что делает невозможным однозначно определить аверс. Существуют и такие типы жетонов, на которых город явно не указан, но определяется по другим признакам. Поэтому в данном каталоге для всех жетонов этого типа аверсом названа сторона с буквой "М" и круговой надписью, а другая сторона считается реверсом. Это является авторским подходом, который вводится только для унификации описания жетонов однотипного дизайна. Каждый коллекционер может использовать свою собственную терминологию.

Технология изготовления

Технология изготовления пластиковых жетонов существенно отличается от изготовления металлических жетонов и монет, которые обычно чеканят парой штемпелей в гуртильном кольце. Пластиковые люминесцентные жетоны отливают из расплавленного полимера в металлические формы, собранные таким образом, чтобы при отливке сформировать нужные аверс, реверс и гурт жетонов. Комплект форм для отливки пластикового жетона не обязательно должен состоять из трех элементов, как для чеканки монет (форма аверса, форма реверса и гуртильное кольцо), а может быть устроен по-другому. Особенности изготовления пластиковых жетонов необходимо знать при изучении разновидностей для объяснения причин их появления и прогнозирования новых находок, поэтому известные особенности изготовления пластиковых люминесцентных жетонов здесь будут описаны подробно.

Жетоны отливают не по одной штуке за одну отливку, а группами, в определенном количестве. Для этого некоторое, заранее заданное количество комплектов форм для отливки устанавливают в две матрицы - специальные плиты. На одну плиту устанавливают формы аверса, на другую - формы реверса. При смыкании плиты образуют полости для отливки жетонов, к которым ведут каналы. Пластик заливается через центральный канал и далее расходится по периферии, заполняя все пустоты. После остывания пластика плиты размыкают, извлекают отливку, отделяют готовые жетоны, а пластик, застывший внутри каналов, измельчают и вновь используют для отливки новых партий жетонов. Отходов при таком производстве не образуется. На гурте (боковой поверхности) жетонов остается след от обрубки литника - тонкого канала, по которому пластик поступал в полость для отливки жетона. Такой след обычно представляет собой небольшую круглую или прямоугольную неровность (углубление или возвышение) на поверхности гурта. На жетонах в отличном состоянии он хорошо заметен на фоне гладкой поверхности гурта. Но в процессе обращения у жетонов обычно больше всего страдает гурт - быстро скалывается пластик. У жетонов в плохом состоянии след литника на гурте может быть и совсем не заметен из-за сколов. Типичный вид круглого следа литника показан на фото:

Внешний вид форм и матриц для отливки опубликован в литературе [7] на примере изготовления жетонов метро Минска. Минские жетоны относятся не к люминесцентным жетонам, а к другому типу (пластиковые с металлической вставкой), но принцип отливки пластика у них тот же.

Первые типы люминесцентных жетонов начали выпускать в Харькове, где и была разработана эта технология. Первые типы отливали в матрицах, рассчитанных на 36 комплектов форм, но затем перешли к другим матрицам, в которых отливали по 33 жетона. Жетоны в Харькове сначала изготавливали на производственных площадях НПО "Хартрон", затем в мастерских метрополитена и на заводе "Система". Производство жетонов в трех разных местах повлияло на количество их типов, хотя часть инструментария для их изготовления разные предприятия могли передавать между собой.

Есть сведения, что первые типы пластиковых жетонов в Харькове начинали отливать в формах, состоящих из двух частей (аверс и реверс). Но процесс ручной обрубки литников при этом занимал много времени, поэтому вскоре перешли на трехсоставные формы для удобства извлечения жетонов после отливки. В таких формах аверс состоял из двух отдельных частей – кольца с круговой надписью и центральной вставки, обычно с буквой "М". Форма реверса была единой. Вставка аверса исполняла роль толкателя – выталкивала жетон из формы, при этом одновременно обрубался литник. Форма кольца аверса имела буртик, который формировал гурт жетона, с отверстием для литника. Отверстие соединялось с каналом, по которому подавался жидкий пластик в форму, и затем на его месте образовывался литник. Также для удобства извлечения из форм некоторые типы жетонов выпускались со скошенным гуртом, то есть, диаметр реверса был немного больше диаметра аверса. Поперечное сечение такого жетона представляет собой трапецию. Нужно заметить, что все известные типы харьковских жетонов имеют составные аверсы, а с едиными формами аверса - не известны, но есть информация о том, что изготовление начиналось именно с таких жетонов. Возможно, это были пробные жетоны, которые не попали в обращение, или жетоны редких типов, которые еще не обнаружены.

Большинство типов жетонов в Харькове выпускалось именно по такой технологии (составные формы аверса), по 33 штуки в одной отливке. Эти типы жетонов харьковского изготовления являются наиболее изученными, поэтому остановимся на них подробнее. За одну отливку изготавливалось до 33 штук жетонов (обычно было 33, но некоторые формы могли выходить из строя, тогда могли отливать не 33 жетона, а меньше). Таким образом, набор инструмента для отливки содержал обычно 33 кольца аверса, 33 вставки аверса и 33 реверса. При этом в процессе работы могли изготавливать новые формы взамен утраченных, поэтому общее количество использованных форм могло быть больше, чем 33. Формы для большинства типов жетонов имеют свои характерные особенности, вызванные, скорее всего, ручной гравировкой изображения – это неровности поверхности центральной буквы М и других деталей, толщина элементов изображения, дополнительные точки и другие дефекты на поле. Во многих случаях эти дефекты являются уникальными и неповторимыми и позволяют точно идентифицировать жетон и считать его отдельной разновидностью, не похожей на жетоны, отлитые в других формах. Некоторые дефекты могут быть приобретенными в процессе работы форм – например, после засорения и последующей чистки форм на отливаемых жетонах будут оставаться соответствующие следы, которых не было до чистки. Такие дефекты могут как облегчать, так и затруднять определение разновидностей. Поэтому среди каждого из таких типов жетонов, отлитых в Харькове, должно существовать по 33 варианта. Но формы для изготовления являются взаимозаменяемыми. Например, вставки аверса (толкатели) могут быть свободно переставлены местами, например, при разборке и новой сборке комплектов форм. Вместо испорченной вставки могли изготовить новую и установить на место старой – тогда общее количество вставок увеличится, и вариантов жетонов станет больше. Все то же можно сказать и о кольцах аверсов и о реверсах. Также жетоны одного типа могли отливать не за один прием, а в перерывах между работой комплекты форм могли разбирать и затем собирать в произвольном порядке. В таком случае мы бы имели огромное количество сочетаний из 33 вариантов трех элементов форм для каждого типа жетонов. Разбираться в этом было бы очень тяжело. Однако на практике выяснилось, что перестановки и замены форм происходили лишь иногда. В основном, при рассмотрении жетонов одного типа каждое кольцо аверса встречается в сочетании только с одной вставкой аверса и только с одним реверсом. При отсутствии перестановок в каждом типе было бы максимум только по 33 варианта. Перестановки же лишь немного увеличивают количество вариантов и вносят дополнительное разнообразие и повышают интерес к поискам. Перестановки вставок-толкателей, а также повороты центральной части аверса с буквой М относительно круговой надписи на аверсе, которые встречаются на жетонах, являются свидетельством и доказательством того, что формы аверса были разъемными [5, 8]. Установлено, что самые первые типы жетонов (изготовленные на НПО "Хартрон") отливались в формах по 36 штук. Но затем производство перенесли на другие предприятия, где основной стала матрица на 33 жетона.

По такой технологии (отливка в трехсоставных формах по 36 или 33 штуки) в Харькове изготавливали жетоны метро Харькова (почти все, кроме первых типов), Киева (первые типы пластиковых жетонов), Ташкента (почти все типы пластиковых жетонов), скоростного трамвая Кривого Рога (с рекламой банка) и пригородного сообщения Южной и Львовской ж. д. Все эти жетоны имеют одинаковые размеры - диаметр около 25 мм, диаметр вставки аверса около 11,5 мм, поэтому все три составляющих формы для отливки жетонов разных типов геометрически подобны друг другу, только несут на себе разные изображения. Нужно отметить, что разъемные формы позволяли использовать общие элементы для изготовления жетонов разных типов и даже для разных городов. У каждого типа жетонов реверсы и кольца аверса, как правило, имеют свои индивидуальные надписи и изображения. А вот вставки аверса (толкатели) для жетонов метро несут на себе только изображение центральной буквы "М", что допускает использование одного набора толкателей (36 или 33 штуки) при изготовлении разных типов жетонов метро. При изучении жетонов метро из этой группы (Киева, Харькова и Ташкента) выделено несколько типов вставки аверса (по форме буквы "М"), которые, таким образом, свидетельствуют об использовании нескольких наборов толкателей. Но многие из наборов толкателей действительно были использованы при изготовлении жетонов метро разных типов и городов (Киев, Харьков, Ташкент). В дальнейшем это будет понятно из сравнительных примеров. Типы букв "М" и их использование для жетонов Киева, Харькова и Ташкента подробно рассмотрены в статье [9]. Здесь же со временем будет представлен обзор по вариантам каждого типа буквы "М" и показано, что для разных городов действительно использовали одни и те же толкатели. Также одинаковые наборы толкателей (плоские, без изображения) могли использовать для изготовления жетонов пригородного сообщения Южной и Львовской ж. д. Есть также случаи использования одинаковых реверсов и колец аверсов для изготовления жетонов разных типов [9].

Пока в качестве примера можно посмотреть сопоставление одинаковых вариантов центральной буквы М 3-го типа (ташкентской) на жетонах разных типов - здесь.

Люминесцентные жетоны метро Тбилиси (последние типы пластиковых жетонов) также изготавливали в Харькове, но они имеют меньшие размеры - диаметр около 22 мм, диаметр вставки аверса около 10 мм, поэтому все формы для их отливки изготавливались отдельно и не могли быть использованы для других типов жетонов. Количество форм в одной отливке неизвестно, оно может отличаться от 33.

Обычно пластиковые люминесцентные жетоны классифицируют по типу изображения и цвету пластика, а мелкие детали считают вторичными. Здесь же будет классификация именно по деталям отливочных форм, без четкой детализации цветов, так как в одну и ту же форму можно залить пластик любого цвета, и детали изображения на жетоне от этого не поменяются. К тому же, существует множество жетонов переходных, промежуточных цветов, с разноцветными переливами, для которых невозможно создать однозначную классификацию по цвету. Такой подход позволил определить, что все изученные пластиковые жетоны нестандартных цветов, широко известные среди коллекционеров, не являются подделками, а отлиты в тех же формах, что и обычные жетоны стандартных цветов. Жетоны нестандартных цветов не могли использоваться для прохода через турникеты из-за использования нестандартного люминофора, либо его отсутствия. Известны также жетоны одного города, отлитые в цвете, который использовался для стандартных жетонов в другом городе. Жетоны нестандартных цветов часто называют пробными, но из-за огромного их количества многие считают их сделанными специально для коллекционеров. Возможно, это так, но все изученные жетоны нестандартных цветов имеют аналоги по деталям форм в «легальном» цвете, они отлиты в тех же формах, и могли быть изготовлены несанкционированно, но не являются подделками.

Где изготавливали

1. В Харькове жетоны изготавливала НПФ "Экситон" сначала на производственных площадях НПО "Хартрон", затем в мастерских метрополитена. Позже жетоны изготавливали на заводе "Система". В Харькове изготавливали жетоны метро Харькова (все), Киева (первые типы пластиковых), Ташкента (все пластиковые), Тбилиси (последние типы жетонов), скоростного трамвая Кривого Рога (все), Южной и Львовской железной дороги, и, возможно, часть тиража пластиковых жетонов московского метро. Все эти жетоны, кроме московских и возможных первых типов харьковских, имеют составные аверсы. Все жетоны, кроме метро Тбилиси, имеют диаметр 25 мм. Все жетоны, кроме первых типов харьковских и ташкентских, Москвы, и возможно, Тбилиси и первого типа Кривого Рога (с трезубцем) отливались в матрицах по 33 штуки. Первые типы пластиковых жетонов Харькова и Ташкента, а также, предположительно, Кривого Рога (с трезубцем), отливались в матрицах по 36 штук.

2. В Киеве ООО "Ректон" изготавливало жетоны метро Киева более поздних типов и жетоны метро Днепропетровска. Технология имеет отличия от харьковской - в Киеве используются единые формы аверса, и матрица, скорее всего, содержит 32 комплекта форм.

3. Первые люминесцентные жетоны метро Баку изготавливали в Азербайджане, но по харьковской технологии - с составным аверсом. Для более позднего типа жетонов Баку аверс сделали единым.

4. Пластиковые жетоны метро Еревана изготавливались, по-видимому, в Армении или на Украине. В последнем типе жетонов содержится люминофор, но используется ли принцип люминесценции для прохода через турникеты, неизвестно. Возможно, люминофор использовали только в качестве красителя.

5. Пластиковые жетоны метро Москвы. Точное место изготовления неизвестно, но есть сведения, что их могли отливать на заводе "Возрождение" (Санкт-Петербург). Также часть московских жетонов могла быть изготовлена в Харькове.

Обозначения разновидностей

Пока рассматриваются только жетоны, отлитые в Харькове в формах, состоящих из трех частей – реверс, центральная часть аверса с буквой М и кольцо аверса с круговой надписью. Аверс был составной. Поэтому разновидности таких жетонов внутри каждого типа обозначены комбинацией трех чисел:

А.В-С

А.В – это обозначение составного аверса. А – номер центральной вставки с буквой М, В – номер кольца. С – номер реверса.

Типом жетона называется сочетание типа вставки аверса, типа кольца аверса и типа реверса.

Тип вставки аверса, тип кольца аверса и тип реверса определяются по изображениям на них и иногда по шрифту надписей.

Жетоны, для отливки которых все три элемента форм взяты из одних наборов, относятся к одному типу. Если хотя бы один элемент формы заменен на элемент из другого набора, то получится жетон другого типа.

В большинстве типов жетонов именно центральная буква М несет на себе самые яркие признаки разновидностей. Кольца аверсов и реверсы далеко не всегда имеют характерные заметные особенности. Поэтому в обозначениях разновидностей номер вставки аверса помещен на первое место, несмотря на то, что вставка аверса, скорее всего, является самым легкозаменяемым элементом формы. Тем не менее, кольца аверсов и реверсы, даже если они не имеют явных особенностей, тоже обычно можно отличить друг от друга по самым мелким деталям, вплоть до направления следов шлифовки поверхности формы. Жетоны в плохом состоянии, а также с дефектами отливки (например, при засорении форм), часто утрачивают многие индивидуальные признаки, поэтому для коллекции по разновидностям следует подбирать жетоны в наилучшем состоянии. Но и для жетонов в плохом состоянии почти всегда удается точно определить разновидность.

Теоретически формы могли переставлять в процессе работы как угодно. Но изучение показало, что в основном каждое кольцо аверса работало только с одной вставкой аверса и только с одним реверсом. Поэтому три числа А, В и С во многих случаях совпадают. Несовпадения есть там, где были перестановки форм внутри одного типа, а также при комбинировании элементов для разных типов.

При совпадении номеров вставки аверса и кольца аверса допускается для простоты и краткости обозначать вариант аверса одним числом. При совпадении номеров всех трех составных частей формы жетона допускается обозначать разновидность жетона одним числом.

Примеры.
Пример 1. Имеется жетон с обозначениями 5.5-5 (вставка аверса номер 5, кольцо аверса номер 5, реверс номер 5). Допускается сокращать его обозначение до 5-5 (аверс номер 5, реверс номер 5), а также до одного числа - 5 (разновидность номер 5).
Пример 2. Имеется жетон с обозначениями 26.26-34 (вставка аверса номер 26, кольцо аверса номер 26, реверс номер 34). Допускается сокращать его обозначение до 26-34 (аверс номер 26, реверс номер 34).

Фотографирование жетонов проведено в режиме, обеспечивающем максимальную деталировку рисунка поверхности. Информация о цвете жетона при этом искажается, поэтому на цвет не нужно обращать внимания. Для фотографирования выбирались жетоны в наилучшем состоянии. Поэтому для иллюстрации некоторых разновидностей были взяты жетоны нестандартных цветов. Это не должно внести недоразумений, так как все изученные жетоны нестандартных цветов совпадают с жетонами "родных" цветов в плане разновидностей.

Разновидности пластиковых люминесцентных жетонов приведены на отдельных страницах для каждого типа. Ссылки на страницы с разновидностями находятся в разделах с описанием типов жетонов для каждого города.

Литература

1. И.Ф. Попов. Жетон для контрольно-пропускного пункта. Авторское свидетельство СССР № 382118, заявлено 1968, опубл. 22.05.1973. (pdf, 121 Кб). Ссылка на источник.

2. Л.Н. Карпиловский, Д.З. Зорин, С.И. Раскин и др. Жетон для контрольно-пропускного пункта. Авторское свидетельство СССР № 698024, заявлено 1978, опубл. 15.11.1979. (pdf, 116 Кб). Ссылка на источник.

3. В.Ю. Белов, М.И. Беспалов, С.Г. Летунов и др. Способ идентификации жетона из светопроницаемого материала с люминофором и устройство для его осуществления. Патент РФ № 2032216, заявка 22.10.1992, опубл. 27.03.1995. (pdf, 137 Кб). Ссылка на источник.

4. В.Г. Сенчишин. Жетон. Патент РФ № 2121285, заявка 13.10.1997, опубл. 10.11.1998. (pdf, 168 Кб). Ссылка на источник.

5. Г. Гамбарян. Необычные пластиковые жетоны метро: история, технология, вопросы и ответы. Апельсин Петербургский коллекционер, 2008, № 4 (49), с. 20-21. Сохранить номер газеты с сайта редакции (pdf, 98 Мб).

6. А. Завалишин. История харьковского жетона. 2005. http://gortransport.kharkov.ua/subway/fare/token_history/

7. А.М. Величко, А.А. Величко, Л. Герич, В.Э. Озолиньш. Денежное обращение Беларуси. 2011. С. 113.

8. Г. Гамбарян. Цветные пластиковые жетоны: опыт изучения, классификации и коллекционирования. Апельсин Петербургский коллекционер, 2010, № 4 (60), с. 32-35. Посмотреть статью на форуме (там нужно зарегистрироваться).

9. Г. Гамбарян. Сравнительное изучение центральной буквы "М" некоторых типов жетонов метро. Апельсин Петербургский коллекционер, 2012, № 3 (71), с. 36-37.

 

Благодарю Григория Гамбаряна, оказавшего огромную помощь в изучении пластиковых люминесцентных жетонов.

Авторские свидетельства и патенты использованы в соответствии с условиями ФИПС.

Информация охраняется законами об авторских правах. Сведения даны для ознакомления. Использование представленных материалов для других целей без согласования с автором запрещено.